ТРЕТЬЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (Периодичность 960 мото-часов (1000 мото-часов))
При ТО-3 выполняют операции ЕТО, ТО-1, ТО-2, а также дополнительно проверяют и при необходимости регулируют форсунки на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива, угол начала нагнетания топлива, топливный насос на стенде и угол начала впрыскивания топлива на дизеле, зазоры между электродами свечи пускового двигателя и контактами прерывателя магнето, муфту сцепления пускового устройства дизеля, подшипники направляющих колес и опорных катков гусеничного трактора, осевое перемещение кареток подвески, подшипники конечных передач, зацепление червяк—сектор (при необходимости — с подтяжкой гаек сектора и сошки), агрегаты гидравлических систем, стояночный тормоз, подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему; очищают и промывают фильтры-отстойники баков основного и пускового двигателей, фильтры турбокомпрессора и гидравлических систем гидроусилителя руля; прочищают отверстия в пробках баков основного и пускового двигателей.
Проверяют: износ шин или гусеничной цепи, профиль зубьев ведущих звездочек, техническое состояние кривошипно-шатунного механизма пускового двигателя, цилинлро-поршневой группы, деталей кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения и шестерен распределения дизеля, охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, работоспособность всережимного регулятора (равномерность, минимальную и максимальную частоты вращения коленчатого вала), давление, развиваемое подкачивающим насосом, давление перед фильтрами тонкой очистки топлива; проверяют реле-регулятор и при необходимости регулируют. Проверяют состояние изоляции электропроводки (поврежденные места изолируют), проверяют соответствие контрольных приборов эталону и при необходимости заменяют их; заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива; проверяют герметичность воздушных баллонов; проверяют зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач (без разборки) и при необходимости регулируют их; проверяют и при необходимости восстанавливают плотность посадки фланцев карданных валов; проверяют и при необходимости меняют местами гусеничные цепи и ведущие звездочки; осматривают шины и при необходимости устраняют повреждения; промывают систему охлаждения дизеля.
Проверяют мощность и часовой расход топлива дизеля; проверяют в движении работоспособность механизмов трактора.
При ТО-3, предшествующем плановому текущему или капитальному ремонту (за исключением гарантийной наработки), проводится ресурсное диагностирование трактора для определения возможности его дальнейшего использования или постановки на ремонт.
Техническое обслуживание гусеницы с открытыми шарнирами.
При работе гусеничного трактора часть мощности двигатели затрачивается на трение в шарнирах гусеничных цепей и в зацеплениях цепей с ведущими звездочками. На это влияет степень натяжения гусениц. Излишне большое натяжение увеличивает трение, а также износ деталей. Недостаточное натяжение увеличивает потери мощности на биение гусениц, а в некоторых случаях приводит к их соскакиванию. Износ движителей гусеничного трактора зависит не только от степени натяжения гусениц, но в значительной степени от типа почвы, на которой работает трактор. Например, износы гусениц на песчаных почвах почти в 2 раза превышают износы на черноземах за один и тот же отрезок времени.
При износе деталей гусеницы увеличивается ее шаг, что ослабляет ее натяжение и в свою очередь вызывает повышенный износ ведущей звездочки.
Изношенные пальцы гусениц вызывают ускоренный износ проушин звеньев, а неравномерный износ правой и левой гусениц нарушает прямолинейность движения трактора, что в значительной степени утомляет тракториста.
Чтобы увеличить срок эксплуатации гусеницы, необходимо внимательно и
своевременно следить за ее износом, а также за правильным ее натяжением.
Проверку гусениц тракторов Т-74, ДТ-75М и Т-150 выполняют на горизонтальной твердой площадке. Предварительно гусеницу надо тщательно очистить от грязи и промыть водой.
Первая npoверкa после ввода нового трактора в эксплуатацию назначается через 600...700 ч работы на песчаных почвах или через 1200..1400 ч работы на черноземах. Для этого измерьте длину 10 звеньев (обеих гусениц), расположенных под трактором (см. рис.). Длина 10 звеньев обеих гусениц должна быть одинаковой и не выше 1750-1760 мм. Если размер находится в указанных пределах, но у разных гусениц отличается на 10 мм, то поменяйте их местами.
Вторая проверка — через 500 ч после первой при работе на песчаных почвах или через 1000 ч — на черноземах. Длина 10 звеньев не должна превышать 1810... 1820 мм, но в этом случае нужно заменить пальцы гусениц новыми и поменять местами ведущие звездочки. При сквозном износе звеньев по цевкам необходимо гусеницы повернуть на 180 градусов и поменять местами.
Перестановка кареток подвески. Через каждые 1900-2000 ч работы трактора переставляйте каретки подвески по перекрестной схеме, что способствует равномерному износу опорных катков кареток.
Проверка сходимости направляющих колес. Для проверки сходимости направляющих колес применяется универсальная линейка КИ-650-ГосНИТИ, состоящая из четырех стальных телескопических труб, вставленных одна в другую. Трубы фиксируются между собой пружинящими штифтами с заостренными наконечниками.
Между колесами линейка удерживается коническими наконечниками пол действием силы спиральной пружины. Для правильной установки линейки по высоте на ее концах имеются две цепочки. На подвижной трубе закреплена шкала, на неподвижной — стрелка-указатель для отсчета показаний шкалы в миллиметрах.
Для измерения сходимости колес линейку раздвигают настолько, чтобы ее длина была несколько больше колеи передних колес проверяемого трактора, и устанавливают спереди так, чтобы наконечники упирались в выпуклые части покрышек и находились на одинаковом расстоянии от пола (на уровне оси вращения колес). Устанавливают нулевое деление шкалы напротив стрелки-указателя путем перемещения шкалы по трубе и перекатывают трактор вперед настолько, чтобы линейка расположилась сзади на том же уровне.
По делению шкалы напротив стрелки-указателя определяют сходимость. Затем трактор перекатывают назад до исходного положения линейки. При этом нулевое деление шкалы должно совпадать со стрелкой-указателем.
Сходимость передних колес должна составлять 4... 8 мм. Регулируют ее путем изменения длины поперечных рулевых тяг.
Определение износа почвозацепов пневматических шин. Для определения износа рисунка почвозацепов протектора пневматической шины очистите протектор от пыли и грязи. Затем осмотрите беговую дорожку и на глаз выявите место с наибольшим износом, где следует начертить мелом площадку, на которой нужно будет провести измерение. Площадка должна иметь ширину В не больше полонимы беговой дорожки и длину А не более 1/6 длины окружности шины (численно равна радиусу шины).
С помошыо глубиномера 1 (см рис.), обеспечивающего точность ±. 0,1 мм, пли специального приспособления 2 измерьте места наибольшего износа, кроме мест расположения полумостиков или уступов у основания рисунка протектора.
Высоту почвозаиепов измерьте по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки.
Предельным износом почвозацепа, после которого шина должна быть снята с трактора и направлена в ремонт, будет износ более 80%. При этом буксование ведущих колес увеличивается до 20...28%, производительность снижается на 10...12% и расход топлива возрастает на 6...8%. После определения износов почвозацепов сравните степень износа шин правых и левых колес (разница не более 6%). В противном случае это может привести к нарушению соосности и деформации полуосей и дисков колес, а также нарушению углов установки перединих колес. Эти отклонения следует выявлять и устранять.
Регулировка света передних фар. Для нормального освещения дороги при движении трактора необходимо периодически производить регулировку света фар. Регулировка производится на специально оборудованной площадке. На ровной площадке (см. рис.) наносят разметку, которая состоит из линии А-А. соответствующей продольной осевой лини трактора. На экране, установленном перед площадкой, наносят вертикальную линию О-О, которая соответствует вертикальной продольной плоскости симметрии трактора, и горизонтальную линию В-В на высоте h от плоскости площадки на которой устанавливается трактор. Величина h подсчитывается по формуле:
h = Н · 0,0000861 · L,
где Н - высота центра рассеивателей фар над площадкой, мм;
L - расстояние от рассеивателей фар до плоскости экрана, мм.
Для регулирования фар трактор устанавливают перед экраном на расстоянии L так, чтобы продольная ось его строго соответствовала линии А-А на площадке и проходила через вертикальную линию экрана О-О.
Передние колеса должны находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению трактора. При этом давление в шинах передних и задних колес должно быть в норме.
Включают ближний свет и одну из фар, например правую, закрывают светонепроницаемым материалом. Световой пучок проверяемой фары виден на контрольном экране в виде светового пятна овальной формы. Устанавливают фару так, чтобы центр светового пятна совпадал с точкой пересечения вертикальной линии С-С и горизонтальной В-В.
Фару закрепляют, наблюдая при этом, чтобы световое пятно не сместилось во время затяжки. Так же регулируют и вторую фару, предварительно закрыв первую. Световые пятна обеих фар должны быть на одинаковой высоте и давать общее растянутое пятно. При неправильном расположении пятна ближнего света проверяют состояние посадочного места патрона лампы в оптическом элементе фары или заменяют лампу.
Регулировка свободного хода рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949-ГосНИТИ, представленного на рис. 8.7, совместно с приспособлением КИ-16333-ГосНИТИ, предназначенным для измерения усилия на ободе рулевого колеса. Устанавливают шкалу индикатора КИ-13949-ГосНИТИ на рулевом колесе и закрепляют указатель этого же прибора на ветровом стекле с помощью присоски. При этом стрелка указателя должна находиться над зоной шкалы, соответствующей марке диагностируемого трактора. Свободный ход рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949-ГосНИТИ, представленного на рис. 8.7, совместно с приспособлением КИ-16333-ГосНИТИ, предназначенным для измерения усилия на ободе рулевого колеса. Устанавливают шкалу индикатора КИ-13949-ГосНИТИ на рулевом колесе и закрепляют указатель этого же прибора на ветровом стекле с помощью присоски. При этом стрелка указателя должна находиться над зоной шкалы, соответствующей марке диагностируемого трактора. 1/12... 1/10 оборота, до совмещения отверстия в червяке с прорезью гайки под шплинт. Если после этого свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, то регулируют зацепление червячной пары поворотом эксцентриковой втулки по ходу часовой стрелки при среднем расположении сошки. После регулирования зазор в зацеплении червяк-сектор должен обеспечивать свободный поворот червяка, определяемый на боковой поверхности шлицев, равный 0,6...0,7 мм (угол 4...6?).
У тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ уменьшают зазор в зацеплении рейки поршня с зубьями сектора рулевого механизма регулировочным винтом вала сошки с сектором. Для этого отвертывают гайку-колпачок и, отвернув контргайку, ввертывают винт до отказа, а затем вывертывают его на 1/8... 1/6 оборота. По окончании регулирования затягивают контргайку и устанавливают на место гайку-колпачок. У тракторов Т-25А1, Т-25А2, Т-25АЗ с помощью регулировочного винта, расположенного в боковой крышке корпуса, выбирают зазор между роликом и червяком при среднем положении ролика. При этом усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, должно составлять 15...22 Н.
Усилие на ободе рулевого колеса проверяют в следующем порядке. Закрепляют на ободе кронштейн индикатора КИ-13949-ГосНИТИ. Отсоединяют продольную тягу от рулевой сошки. При наличии гидроусилителя пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая динамометром КИ-16333-ГосНИТИ, показанном на рис. 8.8, рулевое колесо сначала в одну сторону, фиксируют по индикатору усилие на ободе рулевого колеса. Аналогично измеряют усилие на ободе рулевого колеса при его повороте в другую сторону. Показания индикатора 0,1 мм соответствуют усилию 20 Н. У тракторов, снабженных гидроусилителем руля, усилие на ободе рулевого колеса должно быть не более 50 Н, а у тракторов без гидроусилителя руля - не более 80 Н.
Нормативные значения суммарного люфта рулевого колеса