Эксплуатационная обкатка представляет собой подготовку машин к нормальной эксплуатации путем постепенной приработки составляющих их сопрягаемых деталей на различных, рекомендованных заводами-изготовителями, временных и нагрузочных режимах. Продолжительность и режимы обкатки должны соответствовать рекомендациям заводов-изготовителей. Чем тщательней будет произведена обкатка, тем дольше и надежней будет работать машина без ремонта. После обкатки составляют акт о передаче машины в нормальную эксплуатацию, в котором указывают время работы на каждом нагрузочном режиме, расход топлива за период обкатки и выполненную работу, если обкатка производилась с полезной нагрузкой.
Обкатка тракторов заключается в следующем. Каждый новый или капитально отремонтированный трактор проходит в течение 60 ч эксплуатационную обкатку, которая характеризуется постепенным увеличением нагрузки с целью обеспечения нормальной приработки сопрягаемых деталей. Обкатка производится в следующих режимах: подготовка к обкатке трактора, обкатка дизеля без нагрузки, обкатка гидравлических систем навесных устройств, обкатка трактора в движении без нагрузки и под нагрузкой.
Подготовка к обкатке. После получения нового или прошедшего капитальный ремонт трактора очистите его от пыли и грязи, удалите консервирующую смазку, проверьте и подтяните наружные крепления, заполните точки смазывания и заправьте трактор топливом и охлаждающей жидкостью. Проверьте состояние аккумуляторных батарей и подготовьте их к работе. При необходимости отрегулируйте натяжение ремней привода вентилятора, генератора, компрессора, механизм управления, гусеничные цепи и давление воздуха в шинах колес. Ослушайте двигатель и убедитесь в том, что в нем отсутствуют посторонние шумы и стуки. Проверьте показания контрольно-измерительных приборов.
Обкатка двигателя на холостом ходу. Дизель без нагрузки обкатывают в течение 15 мин: 5 мин — при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала (900-1000 об/мин), 5 мин — при средней частоте вращения (1200-1500 об/мин) и 5 мин — в режиме холостого хода (1800-2100 об/мин, рычаг управления подачей топлива — в положении максимальной подачи, а нагрузки нет).
Во время обкатки двигателя проверьте, нет ли утечки масла (в соединениях маслопроводов, в прокладках картера и других местах), а также охлаждающей жидкости и топлива. Ослушайте работающий двигатель, убедитесь в том, что нет посторонних шшумов и стуков. Проследите за показаниями контрольно-измерительных приборов. Давление масла при этом должно быть в пределах 0,3-0,5 МПа, температура охлаждающей жидкости — 80,..95°С. При обнаружении посторонних стуков или шумов, утечки масла, охлаждающей жидкости или топлива выявите причины и примите меры к устранению неисправности. Убедившись в исправной работе двигателя после его обкатки, переходят к следующей операции.
Обкатка гидронавесной системы. На продолъные тяги механизма навески трактора укрепите груз массой 100...120 кг для тракторов тягового класса 1,4 и 2 или 450...500 кг для тракторов тягового класса 3 и 5. Включите масляный насос гидросистемы, пустите двигатель и прогрейте его. Установите среднюю частоту вращения коленчатого вала двигателя и в течение 10 мин периодически поднимайте и опускайте навешенный груз, затем увеличьте частоту вращения до номинальной и проделайте то же самое в течение последующих 10 мин. В процессе обкатки подъем груза должен происходить плавно (без дрожания) и начинаться сразу же после перевода рычага распределителя в положение «Подъем». В положениях «Подъем», «Опускание» и «Плавающее» рычаг должен удерживаться фиксатором, кроме того, из первых двух положений в конце рабочего хода поршня силового цилиндра рычаг автоматически должен возвращаться в положение "Нейтральное". При обкатке гидронавесной системы осмотрите уплотнения цилиндров, резьбовые соединения и маслопроводы, выявите, нет ли утечки масла и проникновения воздуха в масляную магистраль. Температура масла в гидросистеме во время обкатки не должна превышать 50°С. После обкатки гидронавесной системы устраните все выявленные неисправности и продолжайте обкатку трактора.
Обкатка трактора на холостом ходу должна проводиться на всех передачах, начиная с первой. Ее продолжительность 25-30 мин на каждой передаче. Во время обкатки на низших передачах делайте крутые повороты вправо и влево, а на остальных— только плавные повороты. При обкатке следите за показаниями контрольных приборов, правильностью действия сцепления, механизмов поворота, коробки передач и двигателя. Проверьте, нет ли утечки масла, а также посторонних шумов и стуков. Закончите обкатку трактора на холостом ходу и устраните все замеченные неисправности.
Обкатку трактора под нагрузкой выполняют в три этапа через одинаковые промежутки времени:
1-й этап под нагрузкой 20...25% от нормальной
2-й этап » 40.-45% » »
3-й этап » 60...65% » »
Нагрузку, необходимую для каждого этапа обкатки, можно определить с помощью динамометра, помещенного между трактором и машиной-орудием. Если нет динамометра, то нужно выбрать по справочным данным машину-орудие с необходимым тяговым сопротивлением. В процессе обкатки надо тщательно следить за техническим состоянием трактора, проводить ежесменное техническое обслуживание. Через три смены следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней приводов, вентилятора и генератора.
Техническое обслуживание трактора после обкатки. По окончании обкатки под нагрузкой выполните следующие операции:
1. Очистите трактор от пыли и грязи;
2. Проверьте все наружные крепления трактора и при необходимости подтяните их;
3. Проконтролируйте и при необходимости отрегулируйте: натяжение приводных ремней; зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения двигателя, сцепления, механизмов управления и тормозов; давление воздуха в шинах;
4. Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя;
5. Проверьте состояние аккумуляторных батарей;
6. Слейте отстой из фильтров грубой очистки топлива, очистите центробежный маслянный фильтр;
7. Смажьте трактор по таблице;
8. Замените масло в двигателе и трансмиссии;
9. Промойте смазочную систему при неработающем двигателе.